МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

Наркотики. Оружие самоистребления

 
Цели: провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей ; расширить представления  детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека ; формировать отрицательное отношение к наркотикам ; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе ; побуждать к саморазвитию , самосовершенствованию ; развивать стойкие позитивные интересы ; пропагандировать здоровый образ жизни.
Подготовительная работа с детьми : распределить роли :
- врачи (2) , юристы (2), психологи (2) –для проведения информационного блока;
- провокатор (1) , ученик (1) – для участия в диалоге и психологическом упражнении .
Оборудование : разрезать страничку с фразами ( « Как сказать « нет» ?» ) на полоски по количеству учеников , раздать полоски с фразами ученикам. Можно сделать ксерокопию всей странички ( по одной на парту) , чтобы дети сами выбирали подходящие им фразы.
 
Как сказать «НЕТ»
  1. Спасибо . Я больше в этом не нуждаюсь .
  2. Спасибо , мне этого не нужно.
  3. Я не курю.
  4. Я не собираюсь загрязнять организм.
  5. Я не в настроении , поэтому сегодня не хочу.
  6. нет – нет , не сегодня или не сейчас.
  7. Нет , мне не нужны неприятности.
  8. Спасибо , когда мне понадобится , я дам тебе знать.
  9. Мои родители меня убьют.
  10. Я таких вещей боюсь.
  11. Как - нибудь в другой раз.
  12.   Эта дрянь не для меня.
  13. Нет , спасибо.
  14. Если тренер узнает , то заставит меня бежать 20 кругов.
  15. Если родители узнают , мне целый год не будут давать денег !     
  16. Нет , спасибо , у меня и так хватает неприятностей.
  17. Нет , спасибо , я ещё маленький.
  18. Я за витамины.
  19. Нет , спасибо , препаратов я не хочу !      
  20.  Я и без этого себя превосходно чувствую!
  21. Нет , спасибо , у меня сегодня ещё важная встреча.
  22. Нет , спасибо , у меня на это аллергия.
  23. Нет , спасибо , это опасно для жизни.
  24. Ты с ума сошёл ? Я даже сигарет не курю!
  25. Эти « химические радости» не для меня.
  26. Нет , я это пробовал и мне не понравилось.
  27. Мне не хочется умереть молодым.
  28. Спасибо , мне здоровье дороже !
  29. Этот мне ничего не даёт .
  30. О , нет , у меня от этого краснеют глаза !
  31. Спасибо , нет . Я не хочу конфликтов с родителями.
  32. Спасибо , нет .Это не в моём стиле.  
  33. Спасибо , но я завязал.
ОФОРМЛЕНИЕ: - за день до классного часа изготовить листовки ( текст – в дополнительных    материалах к сценарию)  , разместить их в классе ;
- написать на доске незаконченное предложение : « Вокруг столько способов быть счастливым : можно …»
 
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА
  1. Проблемная ситуация « Наркотик – это лопата».
  2. Интерактивная беседа.
  3. Информационный блок « Правда и ложь о наркотиках» :
    1. Наркотики и здоровье.
    2. Закон против наркотиков.
    3. Четыре ступеньки в ад.
  4. Провокация :
    1. Диалог « Четыре мифа о наркотиках».
    2. Психологическое упражнение « Как отразить провокацию ?»
  5. Незаконченные предложения по теме « Жизнь – это чудо !»
  6. Заключительное слово.
  7. Подведение итогов ( рефлексия).
  ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ « НАРКОТИК – ЭТО ЛОПАТА»
Классный руководитель. Наш классный час я хочу начать со статьи , которая попалась мне недавно в Интернете. « Мальчишкам , девчонкам , а также их родителям» - так называется эта статья . Мне кажется , автор обращается именно  к вам ( читает) :
« … А вот и таблетка. Белая таблетка с весёлым изображением  зайчика или доллара или ещё чего – нибудь . Перед дискотекой ты заглотнёшь её и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело ? Однозначно ! Круто ? Модно? Конечно же ! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки. Ты становишься очень активным , в тебе просыпается море энергии , океан сил. Не хочется спать , не устаёшь. Чудо – таблетка! Рассказать , что происходит с твоим телом ? Оно работает с 200 % - ной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестерёнки в машине , которая работает без перерыва. Но машина железная , её можно починить. А твоё тело уже к годам 30 припомнит тебе употребление чудо – таблеток. Сердце станет отказывать , печень тоже начнёт барахлить. Ты превратишься в поломанную машину и будешь проклинать тот день , когда в голову тебе пришла идея поплясать , скушав таблетку с весёлой картинкой …
Наркотик – это лопата … Да , да , не удивляйся , мой юный друг . Это очень хорошая лопата . Она не сломается впиваясь в грунт . Она не подведёт . Впервые употребив наркотик , ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку , и выскакивают из темноты работяги в тёмных капюшонах , натянутых на глаза. Это могильщики. А знаешь , что копает эта лопата ? Правильно ! Какой же ты всё – таки  умный ! Могильщики копают могилы . И могила эта -  для тебя, друг мой.
Как только ты возьмёшь в руки шприц с какой – нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик , - ты должен знать , что первый ком из ямы , которая станет твоей могилой , извлечён. Скользкая , мокрая земля очень славно ложится на лопаты  твоих могильщиков, они потеют , им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В первое время . А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.
Они прячут лица поглубже в воротники своих мрачных пальто , закрываются от тебя капюшонами. Ты кричишь , а они не слышат. Всё . Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя – добро пожаловать !  Что ? Ты не хочешь ? Говоришь , что тебе ещё рано ? Что , пожить ещё хочешь , семью завести , стать известным , знаменитым , успешным? Да всё ! Забудь ! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц . Никто не вдувал насильно в твои ноздри белый порошок. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова принять тебя . Не разговаривай , а принимай то , что случилось…
Много ещё могу я рассказать тебе , мой юный друг. Но не хочу , чтобы ты утомлял зрение таким большим произведением . Перевари пока то , что я написал здесь . Перевари и усвой. Пускай слова мои войдут в твой мозг живительными витаминами , лекарством – антибиотиком , не позволяющим никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь , которая у тебя только начинается и которая так прекрасна , как чудо …».

2. ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА
Классный руководитель. Мне кажется , статья очень сильная . Почему я решила прочитать её вам ?  Потому что , по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы – 14 лет . И каждый второй молодой человек  от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики . Какие впечатления оставила у вас эта статья ? Удачный ли образ выбрал автор, говоря , что наркотик – это лопата? Похоже ли описал автор действие таблеток и травки ? Или он сгущает краски и не всё так печально ?
     ( Ответы детей)
Классный руководитель. Согласны ли вы с тем , что наркомания очень распространена среди молодёжи ? Знаете ли вы что – нибудь о действии наркотиков?
( Дети отвечают.)
Посмотрите на доску . На ней я написала тему сегодняшнего классного часа. Оружие самоубийства. Так называют наркотики. Это оружие страшной убойной силы . Сейчас оно направлено на каждого из вас. Каждый год оно убивает миллионы людей. Как защититься от этого оружия ? Первый способ защиты – это правда, это знание. Но есть и второй , самый надёжный способ защиты … Но о нём – попозже. Может быть вы и сами его откроете.
Итак , вся правда о наркотиках.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК «ПРАВДА И ЛОЖЬ О НАРКОТИКАХ».
Классный руководитель. Информационный блок классного часа сегодня представляют : врачи ( имена , фамилии) , юристы ( имена , фамилии), психологи ( имена , фамилии). Слово –медицине.

                        НАРКОТИКИ И ЗДОРОВЬЕ.
Врач 1.Что такое наркотики ? Это сильнодействующие вещества , вызывающие возбуждённое состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания ? Слово « наркомания» произошло от греч. narkos – оцепенение и mania – безумие.
Врач 2. Наркомания – это болезнь , которую характеризует влечение к наркотикам , употребляемым различными способами ( глотание , вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Употребление наркотиков ведёт к полному истощению организма , значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов можно смело назвать самоубийцами.
Врач 1. Почти все наркоманы колются в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц на всех Поэтому наркомания почти всегда сопровождается  СПИДом , гепатитом , другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. За последний год количество ВИЧ – инфицированных увеличилось в 6 раз . 80 % из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.
Врач 2. Наркоманы часто умирают от передозировки. А те , кто при этом выживает , становятся неполноценными  людьми : не могут двигаться , реагировать , мыслить, говорить. Пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не вправе, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами.

          ЗАКОН ПРОТИВ НАРКОТИКОВ

     Классный руководитель. А теперь слово представителям закона. Их информация называется «Закон против наркотиков».
Юрист 1. Во многих европейских странах производство , хранение, употребление и продажа наркотиков – это уголовное преступление. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем , кто производит, переправляет , сбывает наркотики, и тем , кто  их покупает, хранит , подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.
Юрист 2. За хранение наркотиков в крупном размере – 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере – до 10 лет. Причём тот , кто добровольно сдал наркотик и открыл его происхождение , освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Есть законы , которые касаются принудительного лечения наркоманов.  В России создана Федеральная служба  по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России). Её задача- выявлять и уничтожать каналы наркотрафика , разоблачать мафиозные группы , которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ.

          ЧЕТЫРЕ СТУПЕНЬКИ В АД
Классный руководитель. Все наркотики имеют смертельно опасное свойство : они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека , разрушают его тело.
Человек , попавший в зависимость от наркотиков, уже не может критически оценить своё поведение и убеждает близких , что может остановиться в любой момент. Но он уже встал на первую ступеньку , ведущую в ад . И мало кому удается изменить путь.
Дорога в ад будет короткой , всего 4 ступеньки. Даю слово психологам (имена , фамилии).
     Психолог 1. Первый шаг : простое любопытство и давление услужливых  друзей. Они подначивают, дразнят , говорят , что у тебя слабый характер , что ты ещё маленький , что надо испытать удовольствие. Они же и предлагают ,  конечно , бесплатно, попробовать, говоря , что один раз ничего не решает.
Попробовал – тошнота , рвота, расстройство желудка – так организм борется с ядом, даже когда рассудок молчит. После первого эксперимента иногда ещё можно остановиться, хотя многие современные синтетические наркотики вызывают зависимость после одного употребления. Но если наркотик становится постоянным спутником дружеских компаний и дискотек – задумайся : ты катишься в пропасть !
    Психолог 2.Второй шаг : предупреждение . Вторая стадия зависимости  приходит быстро , когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На её покупку уходят все деньги , которые дают родители. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Жизнь человека изменяется , всё , кроме наркотиков , становится безразличным. Ещё можно остановиться , попросить о помощи – самому из этой стадии уже не выбраться.
    Психолог 1. Третий шаг : дорога в никуда. Это критическая стадия наркотической зависимости. Доза становится ежедневной необходимостью. Все мысли заняты поиском наркотиков. Ради новой дозы человек готов на всё : воровство , проституция , разбой, убийство. Человек уже не может ни учиться , ни работать. От постоянного наркотического голода наступают галлюцинации , уходит сон. Тяжёлые приступы ярости и отчаяния многих толкают к самоубийству. Но если есть хоть какие-то остатки желания остановить этот ужас , нужно срочно обратиться к специалисту – наркологу.

    Психолог 2. Четвёртый шаг : последний акт трагедии. Для тех , кто кололся , он наступает уже через 6-8 лет. Жизнь наркомана близится к концу. Жуткая боль не прекращается ни днём , ни ночью. Только наркотик поддерживает существование. Чаще всего – это «белая смерть», героин. Рано или поздно наступит смерть от передозировки. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс.молодых людей , которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия , которая начиналась внешне так безобидно.

           ПРОВОКАЦИЯ
         Классный руководитель. А теперь вас ждёт провокация. Провокация -  это подстрекательство . В роли провокатора – подстрекателя – всегда выступает тот , кто предлагает наркотик. Тот , кому предлагают , может стать жертвой , если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем , который обыграет  провокатора. Широкое распространение наркотиков среди молодёжи можно объяснить тем , что многие не знают правды об этом страшном явлении. Поэтому охотно верят мифам , сказкам всяческих провокаторов. Вот мы и решили включить в  информационный блок диалог « четыре мифа о наркотиках». Один из участников -  провокатор. Он подбрасывает мифы. Второй его разоблачает . Советую вам внимательно прислушаться к этому диалогу. А вдруг и вас ждёт такая же провокация?

           ДИАЛОГ «ЧЕТЫРЕ МИФА О НАРКОТИКАХ».
      Классный руководитель. Миф первый.
     Провокатор (  протягивает ученику пакетик или таблетку). Попробуй – сейчас все это пробуют.
    Ученик. Это неправда : обследования показывают , что , например, в США только каждый пятый употребляет марихуану. А большинство не поддалось этой привычке.
    Классный руководитель. Миф второй.
   Провокатор. Попробуй – вредных последствий не будет.
    Ученик. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного – двух приёмов , а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.
   Классный руководитель. Миф третий.
 Провокатор. Попробуй – если не понравится, прекратишь приём.
  Ученик . Обман. Любой наркотик прежде всего поражает волю. 90 % наркоманов , которые вроде бы решили «завязать», опять возвращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств , которые лечат психическую зависимость.
  Классный руководитель. Миф четвёртый.
 Провокатор. Да это же безвредный наркотик !
   Ученик. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой лёгкий, как марихуана, приводит к тяжёлым последствиям. Человек становится безразличным , неряшливым, теряет цель в жизни. Но самое страшное , что практически все наркоманы , употребляющие самые тяжёлые наркотики , начинали именно с лёгкого наркотика – марихуаны.
   Провокатор ( поднимет руки). Сдаюсь ! 4 : 0 в твою пользу!
    КЛассный руководитель. В этих диалогах провокатор потерпел поражение , правда о наркотиках победила мифы.

     ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « КАК ОТРАЗИТЬ ПРОВОКАЦИЮ?»
       Классный руководитель. Учёные установили , что каждый наркоман за год втягивает в паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое : «добрый» приятель, предлагая травку , таблетку,  марку , жвачку бесплатно , преследует свои корыстные цели. Второе : никто из тех , кто пробовал  первый раз , не собирался становиться наркоманом. Они лишь тешили своё любопытство, но результатом может оказаться сломанная судьба. Как я уже сказала, ситуация , когда предлагают наркотик , называется наркотической провокацией.  И , по мнению психологов, многие ребята поддаются на эту провокацию, потому что не знают, как отказать.  Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте , что вы на дискотеке. К вам подходит провокатор и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете , что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Листочки бумаги с этими фразами лежат у вас на партах. Главное , отвечать быстро, решительно и громко , чтобы показать , что вы человек , уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.
      ( Провокатор подходит к каждому ученику, молча протягивает таблетку или произносит соответствующие короткие фразы : «Подкрепись», «Хочешь?», «Будешь?», «Давай!» и т. п. Дети отвечают заготовленными фразами , которые лежат у них на партах.)
Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех , кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много , гарантированно , быстро и любой ценой.

     НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ « ЖИЗНЬ – ЭТО ЧУДО !»
   Классный руководитель. Мы живём в огромном , прекрасном мире , где столько интересного и удивительного ! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите , что  можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: « Вокруг столько способов быть счастливым : можно…»
Как бы вы закончили это предложение ?
( Ответы детей.)
   Классный руководитель. Каждый человек – хозяин своей судьбы. Всего можно достичь , если поставить себе в жизни цель и твёрдо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни : гигиена, спорт , распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

    Классный руководитель. Сегодня наркотики – это страшное оружие , направленное на каждого из вас. Защиту от этого оружия даёт знание. Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Но я говорила , что есть ещё одно оружие от наркотиков – самое верное , надёжное и сильное. Может быть вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков ?
(Дети высказывают предположения.)
  Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

      ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ( РЕФЛЕКСИЯ)

  КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания ? Прибавили уверенности ? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас.